ТОО ПАРАДИГМА

 Телефон: 8 (727) 379-15-68

 

Мы помогаем принимать правильные
РЕШЕНИЯ для РОСТА ВАШЕГО БИЗНЕСА

Правила подтверждения налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) по импортированным товарам либо мотивированного отказа (Т. Байсын, начальник отдела НУ по Бостандыкскому р-

Правила подтверждения налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) по импортированным товарам либо мотивированного отказа (Т. Байсын, начальник отдела НУ по Бостандыкскому р-ну г. Алматы)

Правила подтверждения налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам либо мотивированного отказа

Комментарии начальника отдела ОАКН в рамках Таможенного союза Налогового управления по Бостандыкскому р-ну г. Алматы, Т. Байсын

Правила подтверждения налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам либо мотивированного отказа (в дальнейшем Правила) утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 июля 2010 года № 348. Настоящие Правила были введены в действие с 1 июля 2010 года.

Как иногда бывает с абсолютно новыми юридическими актами, в ходе практического применения настоящих Правил стали возникать проблемы из-за неоднозначной трактовки некоторых его пунктов. В связи с этим, Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25 февраля 2011 года №99 были внесены изменения и дополнения в указанные Правила. Ниже постараемся проанализировать содержание и последствие данных изменений и дополнений.

Не останавливаясь на изменениях, носящих редакционный характер и не меняющих основную суть предыдущей нормы, рассмотрим самые существенные моменты данного Приказа.

1. в абзаце первом пункта 2 слова «с даты представления налогоплательщиком» заменить словами «со дня поступления»;

Теперь полный текст данного пункта звучит так:

"Проставление на четырех экземплярах Заявления отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) и (или) акцизов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) или уплату НДС методом зачета, а также изменение срока уплаты НДС на импортируемые товары в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Закон о введении) (далее - отметка), производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней с даты представления налогоплательщиком со дня поступления в налоговый орган Заявления в четырех экземплярах на бумажном носителе и документов, предусмотренных в статье 276-20 Налогового кодекса.

Смысл данных изменений заключается в следующем. Формулировка нормы статьи "с даты представления" означала необходимость представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления ф.328 на бумажном носителе в явочном порядке. Фраза "со дня поступления" открывает возможность сдачи в налоговый орган ф.328 на бумажном носителе путем отправки по почте заказным письмом с уведомлением или через курьерскую службу.

При этом представление по почте заявления ф.328 имеет отличие такого способа представления других форм налоговой отчетности (ФНО) и здесь присутствует некоторое противоречие. А именно, согласно пп.2 п.2 ст.584 Налогового кодекса датой представления налоговых форм в органы налоговой службы, за исключением налоговых регистров, в зависимости от способа их представления является:

2) по почте заказным письмом с уведомлением:

для налоговой отчетности - дата отметки о приеме почтовой или иной организации связи;

для налогового заявления - дата получения органами налоговой службы;

В соответствии с п.2 ст.63 Налогового кодекса заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ф.328 относится к форме налоговой отчетности, а не к форме налогового заявления.

Однако, датой принятия налоговым органом заявления ф.328 является день, когда данная форма поступила в налоговый орган (в канцелярию) и проставлены дата и входящий номер документа. При этом не учитывается дата отправки налогоплательщиком данной формы согласно отметки о приеме почтовой или иной организации связи.

Такое несогласованность норм налогового законодательства имеет место быть и создает потенциальную возможность возникновения спорного момента юридического характера.

2. в пункте 5:

в абзаце первом:

слова «в письменном виде» заменить словами «по форме согласно приложению к настоящим Правилам»;

слова «и представлении нового Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» заменить словами «,а также о необходимости отзыва представленного (представленных) Заявления (Заявлений) и представлении нового (новых) Заявления (Заявлений) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Одновременно с мотивированным отказом направляется уведомление об устранении нарушения по результатам камерального контроля, предусмотренным налоговым законодательством»

Теперь полный текст пункта статьи звучит так:

"В случае отказа в проставлении отметки, налоговый орган направляет налогоплательщику мотивированный отказ в подтверждении в письменном виде по форме согласно приложению к настоящим Правилам, в котором указываются выявленные несоответствия (нарушения), предложение об их устранении и представлении нового Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также о необходимости отзыва представленного (представленных) Заявления (Заявлений) и представлении нового (новых) Заявления (Заявлений) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Одновременно с мотивированным отказом направляется уведомление об устранении нарушения по результатам камерального контроля, предусмотренным налоговым законодательством

Таким образом, утверждена единая форма мотивированного отказа в подтверждении уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. До этого мотивированный отказ оформлялся в произвольной форме в виде письменного ответа налогового органа, и во многих случаях основание для отказа выражалось общими фразами без указания конкретной причины.

Теперь в самой форме мотивированного отказа перечисляются 8 конкретных причин, предусмотренных Правилами для отказа, из которых должностное лицо налогового органа выбирает соответствующее(ие) основание(я) и проставляет отметку в ячейке, а также указывает текстом суть выявленных нарушений.

Кроме того, исключение формулировки «в письменном виде» открывает возможность направления мотивированного отказа электронным способом по аналогии с ныне действующим порядком направления уведомлений по камеральному контролю.

Здесь же дополнение о необходимости отзыва старого заявления и представления нового, с одновременным направлением уведомления об устранении нарушения по результатам камерального контроля, обязывает налогоплательщика об устранении допущенного нарушения в установленный срок, т.е. 30 рабочих дней со дня вручения. В случае не исполнения или несвоевременного исполнения в установленный срок уведомления налогового органа предусмотрена административная ответственность в виде штрафа согласно ст.219 Кодекса РК "Об административных правонарушениях".

Дополнительно можно отметить о том, что выявление факта занижения размера облагаемого импорта и (или) сумм НДС по импортированным товарам является одним из оснований предусмотренных Правилами, в связи с которым налоговый орган выносит мотивированный отказ в подтверждении уплаты косвенных налогов. Следует добавить, что на основании п.3 ст.70 и ст.276-22 Налогового кодекса при представлении дополнительной и (или) дополнительной по уведомлению налоговой отчетности выявленные налогоплательщиком (налоговым агентом) или налоговым органом по результатам камерального контроля в соответствии со статьями 586, 587 настоящего Кодекса суммы налогов, других обязательных платежей, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений подлежат внесению в бюджет без привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.