ТОО ПАРАДИГМА

 Телефон: 8 (727) 379-15-68

 

Мы помогаем принимать правильные
РЕШЕНИЯ для РОСТА ВАШЕГО БИЗНЕСА

Особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе

Особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе

01.09.2010

Особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе

Особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе

Официально вступило в силу Таможенный Союз с Россией 1 июля 2010 года, с Беларуси с 6 июля 2010 года.

В связи с вступлением Таможенного Союза полномочия по взиманию косвенных налогов (НДС и акцизов) при импорте товаров на территорию РК полностью переходят от таможенных органов в ведение налоговых органов.

В целях реализации Договора заключенного от 27 ноября 2009 года Президентами Казахстана, России и Беларуси принят Таможенный Кодекса Таможенного союза, который действует с 1 июля 2010 года (опубликован в Казахстанской Правде от 29-30.06.2010г.).

Соответственно, в связи с вступлением в Таможенного Союза, приведено в соответствие с Протоколами о взимании косвенных налогов и новым Таможенным Кодексом действующее налоговое законодательство. Внесены изменения и дополнения в Налоговый Кодекс РК Законом РК от 30 июня 2010 года № 297-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и налогообложения» (опубликована в Казахстанской Правде от 2-3 .07.2010г.).

В частности, в Налоговый Кодекс РК введена новая глава 37-1 «Особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе» (далее глава ТС), предусматривающая статьи с 276-1 по 276-23 касательно норм налогообложения НДС в Таможенном Союзе.

Рассмотрим, главные особенности налогообложения НДС в ТС .

Положения главы ТС установлены на основании международных договоров, регламентирующих вопросы обложения косвенными налогами в таможенном союзе. В связи с чем, статьей 276-1 Налогового Кодекса РК предусмотрена приоритетность главы ТС, если установлены иные нормы в части обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также его налогового администрирования, чем те, которые содержатся в других главах Налогового Кодекса.

При этом, неурегулированные в главе ТС вопросы, касающиеся обложения НДС регулируются другими главами Налогового Кодекса, а также законодательным актом о введении в действие Налогового Кодекса.

Налоговый контроль, за исполнением налогоплательщиками налогового обязательства по НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг во взаимной торговле государств-членов таможенного союза, осуществляется органами налоговой службы на основании налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком, а также сведений и (или) документов о деятельности налогоплательщика, полученных от государственных органов и иных лиц.

Для целей главы ТС стоимость товаров, работ, услуг в иностранной валюте пересчитывается в тенге по рыночному курсу на дату совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, облагаемого импорта.

В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

ТС предполагает в дополнение к этому еще и применение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Он включает следующие компоненты: общий таможенный тариф, единые меры нетарифного регулирования и унифицированное таможенное законодательство.

Таможенный союз это единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Остается контроль по фитосанитарии, ветеринарии и таможенному контролю. При этом, сохраняются проверки таможенных органов до 01.01.2011 г. в части маркировки акцизной продукции, проверки документов, таможенный осмотр, досмотри т. д.

Лица, осуществляющие вывоз (ввоз) товаров во взаимной торговле на территорию (с территории) государств-членов таможенного союза, ежемесячно, 3 (третьего) числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в таможенные органы статистическую отчетность.

Статистическая отчетность не предоставляется, в случае если общая статистическая стоимость товаров, перемещаемых во взаимной торговле, не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по рыночному курсу валют, устанавливаемому в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан».

Правила заполнения и предоставления статистической отчетности во взаимной торговле товарами между государствами-членами таможенного союза предусматриваются уполномоченным органом (на стадии регистрации).

 

Кто является плательщиком НДС в ТС

В соответствии ст. 276-2 Налогового Кодекса РК плательщиками налога на добавленную стоимость в ТС являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан указанные в подпункте 1) пункта 1 статьи 228 Налогового Кодекса, это:

индивидуальные предприниматели;
юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений;
нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство;
доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления;

2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза:

юридическое лицо-резидент;

структурное подразделение юридического лица-резидента, в случае, если оно является стороной договора (контракта);

структурное подразделение юридического лица-резидента в случае, если по условиям договора (контракта) между юридическим лицом-резидентом и налогоплательщиком государства-члена таможенного союза получателем товаров является структурное подразделения юридического лица-резидента;

юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, зарегистрированное в качестве налогоплательщика в налоговых органах Республики Казахстан;

юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство;

юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность без образования постоянного учреждения;

доверительные управляющие, импортирующие товары в рамках осуществления деятельности по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления, либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления;

дипломатическое и приравненное к нему представительство иностранного государства, аккредитованные в Республике Казахстан, лица, относящиеся к дипломатическому, административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними; консульское учреждение иностранного государства, аккредитованное в Республике Казахстан, консульские должностные лица, консульские служащие, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

частные нотариусы, адвокаты, импортирующие товары в целях осуществления нотариальной, адвокатской деятельности;

физическое лицо, импортирующее товары в целях предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

физическое лицо, импортирующее транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что плательщиками НДС в рамках ТС, являются все лица, импортирующими товары на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, импортирующих товары для личного потребления.

При этом, налоговые обязательства по уплате НДС по импорту товаров возникают не только у лиц, состоящих согласно ст. 568 и 569 Налогового Кодекса РК (по обязательной и добровольной постановки на учет) на регистрационном учете по НДС, соответственно имеющих Свидетельство по постановке на учет по НДС, но и у лиц не имеющих Свидетельство по НДС. При этом, последним не обязательно подавать заявление о постановке на регистрационный учет по НДС.

Плательщики НДС по импорту в ТС ежемесячно представляют декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам формы 320.00 с приложенным пакетом документов, при этом, если налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДС по нормам ст. 568 и 569 Налогового Кодекса РК, то он, кроме того, представляет ежеквартально декларацию по НДС формы 300.00.

Структурные подразделения юридических лиц с 1 января 2009 года не являются самостоятельными плательщиками НДС, но вместе с тем, они могут являться стороной договора при заключении сделок в качестве поставщика и получателя товаров, работ, услуг во взаимоотношениях со сторонними организациями.

В рамках ТС структурные подразделения являются плательщиками НДС по импорту в ТС, но не имеют права на постановку на учет в качестве плательщика НДС по нормам ст. 568 и 569 Налогового Кодекса РК. Эти условия касаются также частных нотариусов, адвокатов, физических лиц, импортирующих транспорт, подлежащей регистрации в РК.

Если физическим лицом импортируются транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных уполномоченных органах, то он в обязательном порядке является плательщиком НДС на импорт в ТС, соответственно представляет Декларацию формы 320.00, Заявление о ввозе товаров и уплаты косвенных налогов формы 328.00 и др.соответствующие документы.

Физические лица, импортирующие при ТС товары, за исключением транспортных средств, не для предпринимательской цели, не являются плательщиками НДС на импорт в ТС. Следовательно, у них не возникают налоговые обязательства при ввозе товаров для личного потребления.

Но если импортированные товары для личного потребления в дальнейшем будут использованы для предпринимательской деятельности, то возникает обязанность по исчислению НДС на импорт и по представлению Декларации формы 320.00 с приложенными документами и уплаты косвенных налогов со штрафными санкциями и пени с 20 числа, следующего за датой ввоза.

Следует отметить, постановлением Правительства РК от 01.07.2010г. №682 отменены положения утвержденные постановлением Правительства РК от 9 марта 2005 года № 217 с изменениями и дополнениями где были предусмотрены:

1) критерии определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан;

2) перечень товаров, временный ввоз которых допускается физическими лицами, постоянно проживающими за пределами территории Республики Казахстан, на срок их временного пребывания в Республике Казахстан, и временный вывоз которых допускается физическими лицами, постоянно проживающими на территории Республики Казахстан, на срок их временного пребывания в иностранном государстве с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования;

3) совокупный таможенный платеж на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан физическими лицами в упрощенном порядке;

4) весовые и стоимостные нормы перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан в упрощенном порядке, в отношении которых не предусмотрен льготный порядок;

5) условия и нормы перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан в льготном порядке;

6) нормы ввоза физическими лицами на таможенную территорию Республики Казахстан подакцизных товаров, не облагаемых таможенными платежами и налогами;

7) условия и нормы перемещения товаров в международных почтовых отправлениях.

Указанным постановлением Правительства РК от 01.07.2010г. №682 вступила в силу льготная ставка таможенной пошлины на ввоз подержанных легковых автомобилей в Казахстан.

Ставки пошлины дифференцированы и по каждой категории и сопоставимы с действовавшими в Казахстане до 1 января 2010 года.

Согласно постановлению Правительства РК, льготная таможенная пошлина действительна только для физических лиц и при условии ввоза ими только одного подержанного автомобиля в течение календарного года.

 

Объекты налогообложения, определение облагаемого оборота в ТС

В соответствии ст. 276-3 Налогового Кодекса РК объекты обложения НДС в таможенном союзе, а также облагаемый оборот определяется в соответствии со статьями 229, 230, 241 Налогового Кодекса.

В соответствии ст. 276-4 Налогового Кодекса РК определены обороты по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в таможенном союзе

При этом, оборотом по реализации товаров является экспорт товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена таможенного союза.

Оборотом по реализации работ, услуг в таможенном союзе являются обороты в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового Кодекса, если на основании пункта 2 статьи 276-5 Налогового Кодекса местом их реализации признается Республика Казахстан.

Место реализации товаров, работ, услуг определены статьей 276-5 Налогового Кодекса РК.

Облагаемым импортом являются:

1) товары, ввезенные (ввозимые) на территорию РК (за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 276-15 Налогового Кодекса).

Положения данного подпункта применяются также в отношении ввезенных (ввозимых) физическими лицами транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в государственных органах РК;

2) товары, являющиеся продуктами переработки давальческого сырья, ввезенные на территорию РК с территории другого государства-члена таможенного союза.

 

Дата совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, облагаемого импорта

В соответствии ст. 276-6 Налогового Кодекса РК предусмотрены нормы определения даты совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, облагаемого импорта

При этом, в целях исчисления НДС при реализации товаров на экспорт датой совершения оборота по реализации товаров является дата отгрузки, определяемая как дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, подтверждающего отгрузку товаров, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика).

Датой совершения облагаемого импорта для лиц, которых законодательством РК предусмотрено обязанность по ведению бухгалтерского учета, является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту), предусматривающему предоставление займа в виде вещей, товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья.

При этом, датой принятия на учет импортированных товаров является дата оприходования таких товаров в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (НСФО). В связи с тем, что разделы НСФО № 2 принципиально не отличается от МСФО, в дальнейшем будут использоваться ссылки на МСФО.

Запасы следует приходовать на дату перехода права собственности к покупателю. При определении этой даты каждая компания должна рассматривать все обстоятельства, связанные с международными деловыми сделками: условия поставки по договору купли-продажи и соответствующие МСФО (МСФО 2 «Запасы», МСФО 18 «Выручка»).

Дата перехода права собственности оговаривается в договоре поставки. При импорте и экспорте товара при составлении договора руководствуются правилами международной торговли Incoterms 2000 (Международные правила толкования торговых терминов Международной торговой палаты).

В Incoterms условия для облегчения понимания сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу:

- начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца (Е - термин - ЕХ WORKS);

- далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем (F - термины - FCA, FAS и FOB);

- далее С - термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP);

- и, наконец, D - термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

Таким образом, для определения даты перехода права собственности на товар должны быть оговорены в договоре купли-продажи условия поставки.

Для лиц, которых не предусмотрено законодательством Республики Казахстан обязанность по ведению бухгалтерского учета, дата принятия на учет импортированных товаров определяется по дате выписки документа, подтверждающего получение (либо приобретение) таких товаров. При этом при наличии документов, подтверждающих доставку товаров, датой принятия на учет импортированных товаров признается дата передачи товаров перевозчиком покупателю.

Датой совершения облагаемого импорта при ввозе товаров (предметов лизинга) на территорию Республики Казахстан с территории другого государства-члена таможенного союза по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на данные товары (предметы лизинга) к лизингополучателю, является дата оплаты части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренная договором лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа) без учета вознаграждения.

В случае, если по договору лизинга дата наступления срока оплаты части стоимости товаров (предметов лизинга) установлена до даты ввоза товаров (предмета лизинга) на территорию Республики Казахстан, первой датой совершения облагаемого импорта является дата принятия на учет импортированных товаров (предметов лизинга).

В случае, если досрочное погашение лизингополучателем лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга, осуществляется после истечения трех лет, дата окончательного расчета является последней датой совершения облагаемого импорта по данному договору лизинга.

В случае несоблюдения требований, установленных пунктом 2 статьи 276-1 Налогового Кодекса, а также в случае расторжения договора (контракта) лизинга после истечения трех лет с момента передачи имущества (предмета лизинга) датой совершения облагаемого импорта является дата принятия на учет импортированных товаров (предметов лизинга).

Датой совершения оборота по реализации работ, услуг является день выполнения работ, оказания услуг.

Днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг.

При этом, если работы, услуги реализуются на постоянной (непрерывной) основе, то датой совершения оборота по реализации является дата, которая наступит первой:

дата выписки счета-фактуры;

дата получения каждого платежа (независимо от формы расчета).

Реализация на постоянной (непрерывной) основе означает выполнение работ, оказание услуг на основе долгосрочного контракта, заключенного на срок двенадцать месяцев и более, при условии, что получатель работ, услуг может использовать их результаты в своей производственной деятельности в день выполнения работ, оказания услуг.

В случае приобретения налогоплательщиком Республики Казахстан работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство, и являющимся налогоплательщиком (плательщиком) государства-члена таможенного союза, - дата подписания документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг.

 

Определение размера облагаемого оборота при экспорте товаров

В соответствии статьи 276-7 размер облагаемого оборота при экспорте товаров определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов, если иное не предусмотрено данной статьей и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При этом, размер облагаемого оборота при экспорте товаров (предметов лизинга) по договорам лизинга определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости товара (предмета лизинга), предусмотренной договором лизинга, но не более суммы фактически полученного платежа.

При этом под первоначальной стоимостью товара (предмета лизинга) следует понимать стоимость предмета лизинга, указанную в договоре, без учета вознаграждения.

Размер облагаемого оборота при экспорте товаров по договорам (контрактам), предусматривающим предоставление займа в виде вещей, определяется как стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) ‑ стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договорах (контрактах) и товаросопроводительных документах ‑ стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

При этом для целей главы ТС под товаросопроводительными документами понимаются: международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, накладная единого образца, багажная ведомость, почтовая ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, используемые при перемещении отдельных видов подакцизных товаров, а также сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами, участником которых является Республика Казахстан; счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и используемые в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.

 

Определение размера облагаемого импорта

В соответствии статьи 276-8 размер облагаемого импорта товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, определяется на основе стоимости товаров, ввезенных на территорию РК с территории государств-членов таможенного союза, по принципу определения цены в целях налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 276-8 Налогового Кодекса РК принцип определения цены в целях налогообложения означает определение стоимости товаров на основе цены сделки, подлежащей уплате за товары, согласно условиям договора (контракта), включая следующие понесенные налогоплательщиком расходы, если они не были ранее включены, это:

1) расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на территорию Республики Казахстан:

стоимость транспортировки (включая экспедиторские услуги);

расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товаров.

При этом для целей настоящего подпункта иным местом ввоза товаров является:

при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении - место, определенное в соответствии с условиями контракта (договора) либо поставки согласно товаросопроводительным документам, а в случае невозможности определения условий поставки - до государственной границы Республики Казахстан с представлением налогоплательщиком расчетов транспортных расходов; в случае непредставления расчетов транспортных расходов - до конечного пункта назначения на территории Республики Казахстан;

при перевозке товаров в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом - первый приграничный пункт пропуска (станция), установленный Правительством Республики Казахстан;

при транспортировке товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередач - пункт сдачи товаров;

2) стоимость страхования;

3) расходы, понесенные покупателем, как :

стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Предусмотрены также случаи, когда стоимость ввезенных товаров определяется на основе цены сделки, указанной в договоре (контракте) с учетом расходов по транспортировке, страхованию и упаковке.

В размер облагаемого импорта товаров включается суммы акциза по подакцизным товарам.

В размер облагаемого импорта товаров (предметов лизинга) по договорам лизинга исчисленные суммы акциза по подакцизным товарам включаются на дату принятия на учет импортированных подакцизных товаров (предметов лизинга).

Размер облагаемого импорта товаров, полученных по товарообменным (бартерным) договорам (контрактам), а также договорам (контрактам), предусматривающим предоставление займа в виде вещей, определяется на основе стоимости товаров с учетом принципа определения цены в целях налогообложения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи, предусмотренной договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) ‑ стоимости, указанной в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договорах (контрактах) и товаросопроводительных документах ‑ стоимости товаров, отраженной в бухгалтерском учете, с учетом расходов, указанных в пункте 2 данной статьи, если они не были включены в стоимость.

Размер облагаемого импорта товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, определяется на основе стоимости работ по переработке данного давальческого сырья.

Также пунктом 6 данной статьи предусмотрены условия определения размера облагаемого импорта товаров (предметов лизинга) по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на него к лизингополучателю.

Налогоплательщик самостоятельно корректирует размер облагаемого импорта с учетом порядка, установленного в порядке Правительством РК (еще на стадии регистрации в юстиции) , а также с учетом требований законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

Также органы налоговой службы при осуществлении контроля за исполнением налоговых обязательств по НДС при импорте товаров на территорию РК с территории государств-членов таможенного союза вправе корректировать размер облагаемого импорта с учетом указанного выше порядка, установленного Правительством Республики Казахстан, а также требований законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

 

Согласно статьи 276-9 определение размера облагаемого оборота по реализации работ, услуг определяется в соответствии со статьями 238 и 241 Налогового Кодекса.

 

Экспорта товаров в таможенном союзе предусмотрен статьей 276-10.

При экспорте товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

При экспорте товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена таможенного союза плательщик налога на добавленную стоимость имеет право на отнесение налога на добавленную стоимость в зачет в соответствии с главой 34 Налогового Кодекса.

Вместе с тем, положения данной статьи применяются также в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам об их изготовлении, вывозимых с территории Республики Казахстан, на территории которого выполнялись работы по их изготовлению, на территорию другого государства-члена таможенного союза. К указанным товарам не относятся товары, являющиеся результатом выполнения работ по переработке давальческого сырья.

А также, при вывозе товаров (предметов лизинга) с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена таможенного союза по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на него к лизингополучателю, по договору (контракту), предусматривающему предоставление займа в виде вещей, по договору (контракту) об изготовлении товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

 

Налогообложение работ по переработке давальческого сырья в ТС

Согласно ст. 276-13 работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию РК с территории другого государства-члена ТС с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке при соблюдении условий переработки товаров и срока переработки давальческого сырья.

Указанной статьей предусмотрен перечень документов подтверждающих факт выполнения работ по переработке давальческого сырья в следующих случаях:

- ввоза на территорию РК с территории государства-члена ТС, с последующим вывозом продуктов переработки на территорию того же государства-члена ТС;

- ввоза на территорию РК с территории одного государства-члена ТС, с последующей реализацией продуктов переработки на территорию другого государства-члена ТС;

- ввоза на территорию РК с территории одного государства-члена ТС, с последующей реализацией продуктов переработки на территорию государства, не являющегося членом ТС.

Работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию РК с территории другого государства-члена ТС с последующей реализацией продуктов переработки на территории РК, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 12 %.

В случае осуществления ввоза (вывоза) давальческого сырья на переработку налогоплательщиком Республики Казахстан представляется обязательство о вывозе (ввозе) продуктов переработки, а также его исполнение в порядке, по форме и в сроки, которые утверждены Министром финансов РК от 16.07 2010г. № 354.

Переработка давальческого сырья должна соответствовать условиям переработки товаров, в порядке установленным Правительством РК (на стадии регистрации) . Уполномоченный государственный орган представляет соответствующее Заключение об условиях переработки товаров, которое содержит следующие сведения:

1) наименования, классификацию товаров и продуктов переработки в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количество и стоимость;

2) дату и номер договора (контракта) на переработку, срок переработки;

3) нормы выхода продуктов переработки;

4) характер переработки;

5) сведения о лице, осуществляющем переработку.

Допускается по мотивированному запросу лица, с разрешения налогового органа, замена продуктов переработки товарами, произведенными переработчиком ранее, если они совпадают по своему описанию, количеству, стоимости, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки.

Статьей 276-14 предусмотрены сроки переработки давальческого сырья согласно условиям договора, которые предельно не могут превышать 2 года с даты принятия на учет и (или) отгрузки товаров давальческого сырья.

При этом, в случае превышения указанного срока, давальческое сырье, ввезенное для переработки на территорию РК, в целях налогообложения признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость с даты ввоза товаров на территорию РК.

В случае превышения указанного срока, давальческое сырье, вывезенное для переработки с территории РК на территорию государства-члена таможенного союза, в целях налогообложения признается облагаемым оборотом по реализации и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость с даты вывоза товаров с территории Республики Казахстан по ставке 12%.

 

Обороты и импорт, освобожденные от НДС в таможенном союзе предусмотрены статьей 276-15

Освобождаются от НДС обороты по реализации:

1) работ, услуг, указанных в главе 33 Налогового Кодекса, если местом их реализации является РК;

2) услуг по ремонту товара, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза, включая его восстановление, замену составных частей.

Документами, подтверждающими оказание услуг, указанных в настоящем подпункте, являются документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 276-5 Налогового Кодекса.

Перечень услуг, указанных в настоящем подпункте, предусматривается Правительством РК (на стадии регистрации);

3) обороты по реализации товаров, произведенных из товаров, ввезенных на территорию РК с территории государств членов ТС, предназначенных для переработки, а также товары, с помощью которых осуществляются операции по переработке, при их реализации на территории РК.

Освобождается от НДС:

1) импорт товаров, предусмотренных статьей 255 Налогового Кодекса.

Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров в рамках таможенного союза, указанных в данном подпункте, определяется Правительством Республики Казахстан;

2) ввоз на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза товаров, предназначенных для переработки, а также товаров, с помощью которых осуществляются операции по переработке товаров. При этом перечень импортируемых товаров и перечень налогоплательщиков, осуществляющих ввоз таких товаров, а также порядок отнесения товаров и налогоплательщиков к указанным перечням определяются Правительством Республики Казахстан.

Временный ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Республики Казахстан, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, по форме и в сроки, которые установлены Приказом Министра финансов РК от 16.07.2010г. №351.

При этом, под временным ввозом товаров на территорию РК с территории государств-членов таможенного союза понимается ввоз товаров, в том числе транспортных средств, на территорию РК с обязательством о последующем вывозе с территории РК без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров.

При этом отдельными налогоплательщиками представляется обязательство о последующем вывозе с территории РК временно ввезенных товаров, транспортных средств и его исполнение по форме, в порядке и сроки, которые установлены Приказом Министра финансов РК от 16.07.2010г. №353.

Срок временного ввоза товаров определяется лицом, осуществляющим временный ввоз товаров, в соответствии с целями и обстоятельствами такого ввоза, но не может превышать 2 года с даты представления обязательства о последующем вывозе с территории РК таких временно ввезенных товаров, за исключением юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения.

Исполнение налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость юридическими лицами-нерезидентами, осуществляющими деятельность без образования постоянного учреждения, при временном ввозе на территорию РК товаров, не предусмотренных указанным перечнем, производится в порядке, по форме и в сроки, которые установлены Приказом Министра финансов РК от16.07.2010г. №350.

В случае не вывоза товаров, временно ввезенных на территорию РК, по которым не был уплачен налог на добавленную стоимость при ввозе, такой ввоз товаров в целях налогообложения признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость с даты ввоза товаров на территорию РК по ставке 12 %.

В случае использования товаров, ранее ввезенных на территорию РК, в иных целях, чем те, в связи с которыми в соответствии с законодательством РК предоставлено освобождение от НДС по импорту, НДС по импорту таких товаров подлежит уплате на последнюю дату срока, установленного Налоговым Кодексом для уплаты НДС при ввозе товара.

Вознаграждение, выплачиваемое лизингополучателем-налогоплательщиком РК лизингодателю другого государства-члена таможенного союза по договору лизинга, освобождается от НДС.

 

Порядок отнесения в зачет сумм НДС в таможенном союзе

Согласно статьи 276-16 Налогового Кодекса РК НДС относится в зачет в порядке, установленном главой 34 Налогового Кодекса.

При импорте товаров на территорию РК с территории государств-членов ТС отнесению в зачет подлежит сумма НДС по импортированным товарам, уплаченного в установленном порядке в бюджет РК, в пределах исчисленных и (или) начисленных.

Суммой НДС, относимого в зачет при импорте товаров по договору (контракту) лизинга предусмотрены пунктами 2,3 статьи 276-16 Налогового Кодекса РК.

 

Счет-фактура выписывается в соответствии ст. 276-17

Порядок выписки счетов-фактур определяется в соответствии статьей 263 Налогового Кодекса РК, с отражением дополнительных сведений, как :

1) дату совершения оборота по реализации;

2) ИНН/КПП - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет - покупателя из Российской Федерации;

3) УНП - учетный номер плательщика - покупателя из Республики Беларусь.

При этом:

- в случае экспорта товаров с территории РК на территорию другого государства-члена ТС счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее 5 календарных дней после даты совершения оборота по реализации товаров.

- в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию РК с территории другого государства-члена ТС с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства, счет-фактура выписывается на дату подписания документа, подтверждающего выполнение работ по переработке давальческого сырья.

При передаче лизингодателем-налогоплательщиком РК товаров (предметов лизинга) в лизинг, подлежащих получению лизингополучателем-налогоплательщиком другого государства-члена ТС, счет-фактура выписывается на дату каждого лизингового платежа без учета вознаграждения в размере части первоначальной стоимости товара (предмета лизинга), предусмотренной договором лизинга, но не более суммы фактически полученного платежа.

Сумма вознаграждения лизингодателя-налогоплательщика РК в счете-фактуре должна быть выделена отдельной строкой.

Статьями 276-18 и 276-19 предусмотрены особенности определения плательщика НДС при импорте товаров и исчисление НДС комиссионером, поверенным, а также порядок уплаты НДС на импорт при выставочно-ярмарочной торговле.

Порядок контроля за уплатой НДС по выставочно-ярмарочной торговле определен Приказом Министра финансов РК от 16.07.2010г. № 352.

 

Порядок исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров в государства-члены таможенного союза

В соответствии ст. 276-20 Налогового Кодекса РК при экспорте товаров в государства-члены таможенного союза или выполнении работ по переработке давальческого сырья плательщик НДС обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС формы 300.00, с учетом положений пункта 1 статьи 276-21 Налогового Кодекса:

1) Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов формы 328.00, полученное от налогоплательщика государства-члена таможенного союза, импортировавшего товары (в том числе продукты переработки давальческого сырья).

В случае экспорта подакцизных товаров дополнительно представляется копия Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

2) реестр счетов-фактур по реализованным в государства-члены таможенного союза в течение налогового периода товарам или выполненным работам по переработке давальческого сырья, являющийся приложением к декларации по НДС формы 300.00. Формы реестров счетов-фактур по реализованным в государства-члены таможенного союза товарам или выполненным работам по переработке давальческого сырья установлены уполномоченным органом (на стадии регистрации), при этом:

приложение 300.09 представляет реестр счетов- фактур по реализованным в РФ в течение налогового периода товарам и (или) выполненным работам по переработке давальческого сырья;

приложение 300.10 представляет реестр счетов- фактур по реализованным в РБ в течение налогового периода товарам и (или) выполненным работам по переработке давальческого сырья.

 

Порядок исчисления и уплаты НДС при импорте товаров в государства-члены таможенного союза

В соответствии с п. 3 ст. 276-20 Налогового Кодекса РК при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию РК с территории государств-членов таможенного союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам (320.00), в том числе по договорам (контрактам) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не установлено данным пунктом.

Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам формы 320.00 налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) Заявление (я) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов формы 328.00 на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде.

Форма Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, Правила его заполнения и представления утверждены Приказом Министра финансов РК от 02.07.2010г. № 318 ;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, и (или) иной платежный документ, предусмотренный банковским законодательством Республики Казахстан, подтверждающий исполнение налогового обязательства по уплате косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий предоставление налогоплательщику права на изменение срока уплаты налога, или документы, подтверждающие освобождение от налога на добавленную стоимость, с учетом требований статьи 276-15 Налогового Кодекса.

При этом указанные документы не представляются при ином порядке уплаты НДС, а также в случае наличия переплаты на лицевых счетах по налогу на добавленную стоимость по импортированным товарам (по КБК 105109, 105110), которая подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость по импортированным товарам при условии, что налогоплательщиком не подано заявление на зачет указанных сумм переплаты по другим видам налогов и платежей или возврат на расчетный счет. Возможны авансовые платежи по данным кодам, которые будут учтены при рассмотрении заявлении о ввозе.

По договорам лизинга указанные в данном подпункте документы представляются в срок, установленный в данном пункте, по сроку лизингового платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга, приходящегося на отчетный налоговый период;

3) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства-члена таможенного союза на территорию Республики Казахстан.

Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Казахстан с территории государства-члена таможенного союза, в случае лизинга товаров (предметов лизинга) ‑ договоры лизинга, в случае предоставления займа в виде вещей ‑ договоры займа, договоры (контракты) об изготовлении товаров, договоры (контракты) на переработку давальческого сырья.

6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных пунктами 2-5 статьи 276-18 Налогового Кодекса), представленное налогоплательщику РК налогоплательщиком другого государства-члена таможенного союза, либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза, (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства-члена таможенного союза, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства-члена таможенного союза и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства-члена таможенного союза о приобретении импортированного товара:

номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства-члена таможенного союза;

полное наименование налогоплательщика (организации (индивидуального предпринимателя) государства-члена таможенного союза;

место нахождения (жительства) налогоплательщика государства-члена таможенного союза;

номер и дата контракта (договора);

номер и дата спецификации.

В случае, если налогоплательщик государства-члена таможенного союза, у которого приобретается товар, не является собственником реализуемого товара (является комиссионером, поверенным, оператором), то сведения, указанные в абзацах втором-шестом данного подпункта, представляются также в отношении собственника реализуемого товара.

В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.

Информационное сообщение не представляется в случае, если сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, содержатся в договоре (контракте), указанном в подпункте 5) данного пункта;

7) договоры (контракты) комиссии или поручения (в случаях их заключения);

8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Казахстан с территории другого государства-члена таможенного союза, по договорам комиссии или поручения (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 276-18 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налог на добавленную стоимость уплачивается комиссионером, поверенным или оператором).

В случае розничной купли-продажи при отсутствии документов, указанных в подпунктах 3)-5) данного пункта, представляются документы, подтверждающие получение (либо приобретение) импортированных на территорию Республики Казахстан товаров (в том числе чеки контрольно-кассовой машины, товарные чеки, закупочные акты).

Документы, указанные в подпунктах 2)-8) данного пункта, могут быть представлены в копиях, заверенных подписями руководителя и главного бухгалтера (при его наличии), а также печатью налогоплательщика, за исключением случаев, когда у налогоплательщика печать отсутствует по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

По договорам лизинга налогоплательщик представляет в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом - месяцем принятия на учет импортированных товаров (предметов лизинга) одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам (320.00) документы, предусмотренные подпунктами 1)-8) данного пункта. В последующем налогоплательщик представляет в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом - месяцем срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга, одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам документы (их копии), предусмотренные подпунктами 1) и 2) данного пункта.

В случае, если дата наступления срока оплаты части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренная в договоре лизинга, наступает после ввоза товаров (предмета лизинга) на территорию Республики Казахстан, налогоплательщик представляет в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом - месяцем принятия на учет импортированных товаров (предметов лизинга), одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам документы, предусмотренные подпунктами 1), 3)-5) данного пункта. При этом налогоплательщик в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам и Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не отражает налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

В случае, если по договору лизинга дата наступления срока оплаты части стоимости товаров (предметов лизинга) установлена до даты ввоза товаров (предмета лизинга) на территорию Республики Казахстан, налогоплательщик представляет в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом - месяцем принятия на учет импортированных товаров (предметов лизинга), одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам документы, предусмотренные подпунктами 1)-5) настоящего пункта. В последующем налогоплательщик представляет в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом - месяцем срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга, одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам документы (их копии), предусмотренные подпунктами 1) и 2) данного пункта.

По решению юридического лица представление документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также уплата косвенных налогов может осуществляться в налоговом органе по месту нахождения его структурного подразделения - получателя импортированных товаров.

В соответствии с п. 4 ст. 276-20 Налогового Кодекса РК НДС по импортированным товарам уплачивается по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщиков не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Сумма косвенных налогов, исчисленная к уплате по декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, должна соответствовать сумме косвенных налогов, исчисленной в Заявлении (ях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В соответствии с п. 5 ст. 276-20 Налогового Кодекса РК декларация по косвенным налогам по импортированным товарам (320.00) и Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представляются налогоплательщиками на бумажном носителе и в электронном виде. Необходимо отметить, что Декларация 320.00 и Заявление о ввозе представляется как на бумажных носителях так и в электронном виде, при этом вначале в электронном виде, затем на бумажных носителях, своевременность представления Декларации определяется по дате представления на бумажных носителях.

Форма декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, правила ее составления и представления утверждены Приказом Министра финансов РК от 30.06.2010г. № 311.

Налоговым периодом для исчисления и уплаты косвенных налогов при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, товаров (предмета лизинга) по договорам (контрактам) лизинга, на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза является календарный месяц, в котором приняты на учет такие импортированные товары (наступает срок платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).

При этом допускается исполнение налогового обязательства в течение налогового периода. Т.е. налогоплательщик вправе представить декларации 320.00 с соответствующими приложениями каждый раз по мере импортирования товара или по декадное или 1 раз по итогам месяца по своему усмотрению.

Принятая органом налоговой службы декларация по косвенным налогам по импортированным товарам и Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов считаются не представленными в налоговые органы в случаях, указанных в пункте 5 статьи 584 Налогового Кодекса, а также в случае непредставления документов, указанных в пункте 3 данной статьи.

Подтверждение налоговыми органами факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов путем проставления соответствующей отметки либо мотивированный отказ в подтверждении осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренном Приказом Министра финансов РК от 16.07.2010г. №348.

При этом проставление указанной отметки не производится и представляется мотивированный отказ при неисполнении налогоплательщиком налогового обязательства по уплате сумм косвенных налогов, исчисленным в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. А также в случае несоответствия суммы косвенных налогов, исчисленных к уплате по декларации 320.00, к сумме косвенных налогов, исчисленных в Заявлении (ях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Проставление на экземплярах Заявления отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством РК не подлежат налогообложению при ввозе на территорию РК) производится налоговым органом в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган Заявления и документов на бумажных носителях.

Доводится до сведения импортеров, что в связи с вступлением в силу Таможенного союза в настоящее время реализована возможность посредством Клиентского приложения СОНО для налогоплательщика представления налогоплательщиками форм налоговой отчетности: «Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» формы 328.00 и «Декларации по косвенным налогам по импортируемым товарам» формы 320.00.

1. Для лиц, имеющих электронно-цифровую подпись, реализованы электронные шаблоны, которые размещены на странице http://www.salyk.kz/ru/ITsystem/sono/Pages/sono_fno_2010.aspx. Заполнение и отправка данных шаблон осуществляется посредством Клиентского приложения СОНО для налогоплательщика.

2. Для лиц, не имеющих электронно-цифровую подпись, реализованы электронные шаблоны для заполнения форм в формате pdf, которые размещены по ссылке: http://www.salyk.kz/ru/Taxaccounting/fno10/Pages/pdf.aspx. Так же на данной странице размещена инструкция, правила по заполнению pdf-шаблона.

 

Порядок представления Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при экспорте товаров в таможенном союзе

В соответствии с п. 1 ст. 276-21 Налогового Кодекса РК Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное налогоплательщиком РК от налогоплательщика государства-члена таможенного союза, импортировавшего товары (в том числе продукты переработки давальческого сырья), представляется налогоплательщиком Республики Казахстан, осуществившим экспорт товаров в государства-члены таможенного союза, или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, в соответствии с пунктом 2 статьи 276-20 Налогового Кодекса.

При этом налогоплательщик вправе представить Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов формы 328.00 в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты совершения оборота:

по реализации товаров при экспорте товаров;

по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья.

В соответствии с п. 2 ст. 276-21 Налогового Кодекса РК при непредставлении налогоплательщиком РК, осуществившим экспорт товаров в государства-члены таможенного союза или выполнившим работы по переработке давальческого сырья, Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе в течение 180 календарных дней импортером, оборот по реализации товаров при экспорте товаров или по реализации работ, услуг в случае выполнения работ по переработке давальческого сырья подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 12%, и уплате по сроку не позднее 20 числа месяца следующего за месяцем на который приходится дата совершения оборота по реализации.

При этом, начисление сумм налога на добавленную стоимость по ставке 12%, вместо нулевой ставки, производится налоговым органом в порядке, установленном уполномоченным органом (на стадии регистрации). В соответствии с п. 3 ст. 276-21 Налогового Кодекса РК в случае несвоевременной и неполной уплаты суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной в соответствии с пунктом 2 данной статьи, налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания в порядке, определенном главами 85 и 86 Налогового Кодекса РК.

В случае представления плательщиком налога на добавленную стоимость Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по истечении срока, установленного пунктом 1 указанной статьи, уплаченные суммы налога на добавленную стоимость подлежат зачету и возврату в соответствии со статьями 599 и 602 Налогового Кодекса.

При этом уплаченные суммы пени, начисленные в соответствии с пунктом 3 данной статьи, возврату не подлежат.

 

Отзыв Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте товаров в таможенном союзе

В соответствии с п. 1 ст. 276-22 Налогового Кодекса РК Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов формы 328.00 подлежит отзыву из органов налоговой службы на основании налогового заявления налогоплательщика об отзыве налоговой отчетности, представленного в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика.

При этом, налогоплательщик вправе представить налоговое заявление об отзыве в случаях:

1) отзыва ошибочно представленного Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

2) внесения изменений и дополнений в Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в том числе в случае возвращения товаров по причинам ненадлежащего качества и (или) некомплектности, предусмотренном пунктом 3 статьи 276-23 Налогового Кодекса.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов считается ошибочно представленным в случае, если обязанность по представлению такого Заявления Налоговым Кодексом не предусмотрена, т. е. представлено не по месту назначения.

В соответствии с п. 4 ст. 276-22 Налогового Кодекса РК внесение изменений и дополнений в Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов производится налогоплательщиком путем отзыва ранее представленного Заявления с одновременным представлением нового Заявления.

При этом датой представления нового Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов признается дата приема отзываемого Заявления.

В соответствии с п. 5-6 ст. 276-22 Налогового Кодекса РК одновременно с отзывом Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в лицевых счетах налогоплательщика налоговым органом по месту нахождения (жительства) осуществляется сторнирование исчисленных сумм косвенных налогов.

Одновременно с внесением изменений и дополнений в Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщик обязан представить дополнительную декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам.

В целях главы 37-1 по ТС, дополнительной декларацией формы 320.00 с видом «дополнительная», является налоговая отчетность, представляемая лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за период, к которому относятся данные изменения и (или) дополнения.

При этом дополнительной декларацией формы 320.00 с видом «дополнительная по уведомлению» является налоговая отчетность, представляемая лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за период, в котором налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по косвенным налогам по импортированным товарам.

В соответствии с п. 7 ст. 276-22 Налогового Кодекса РК не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов:

1) проверяемого налогового периода - в период проведения комплексных проверок и тематических проверок по налогу на добавленную стоимость и акцизам, указанным в предписании на проведение налоговой проверки;

2) обжалуемого налогового периода - в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, с учетом восстановленного срока подачи жалобы по налогу на добавленную стоимость и акцизам, указанным в жалобе налогоплательщика.

Порядок отзыва Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов установлен Приказом Министра финансов РК от 16.07.2010г. №355.

 

Порядок корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров

В соответствии статьи 276-23 предусмотрены корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров следующих случаях:

- возврата товаров, импортированных на территорию РК по причине ненадлежащего качества и (или) некомплектности, до истечения месяца, в котором такие товары ввезены, отражение сведений по таким товарам в декларации формы 320.00 которых не производится;

- возврата вышеуказанных товаров после истечения месяца, в котором такие товары ввезены, сведения по таким товарам которые подлежат отражению в дополнительной декларации формы 320.00.

Выше перечисленных случаях возврата налогоплательщик в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов должен отразить сведения о ввезенных товарах (в том числе о товарах, возвращенных по причинам ненадлежащего качества и (или) некомплектности).

Подтверждением возврата товаров являются следующие документы:

1) согласованной налогоплательщиком-экспортером и налогоплательщиком-импортером претензии (акта приемки) по количеству;

2) заключения (акта) независимой экспертизы, подтверждающего ненадлежащее качество и (или) некомплектность;

3) подтверждения компетентного налогового органа государства-члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, о проведении корректировки размера облагаемого оборота при экспорте таких товаров налогоплательщиком-экспортером.

По обращению налогоплательщика органы налоговой службы направляют запрос о представлении указанного подтверждения.

При этом данные документы представляются импортером одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам.

Налогоплательщик имеет право на отзыв заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и представление нового заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по фактически ввезенным товарам при представлении выше перечисленных документов.

Не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость:

1) утрата товаров, понесенная налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством Республики Казахстан;

2) порча товаров, возникшая в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для целей данной статьи под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Порча товара означает ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей облагаемого оборота.

Информация предоставлена Налоговым департаментом по Северо-казахстанской области